27 ноября 2024 года было достигнуто соглашение о прекращении огня на ливано-израильской границе. Планом урегулирования конфликта между Израилем и радикальной исламистской организацией «Хезболла» предусматривается в течение последующих 60 дней вывести вооруженные отряды и инфраструктуру этой неправительственной группировки к северу от реки Литани, которая на разных участках протекает всего в 20-30 километрах от границы с Израилем. Регулярная армия Ливана берет на себя обязательство установить контроль за южными районами страны вдоль всей границы с Израилем, который, свою очередь, обещает вывести все свои войска с территории Ливана.
Соглашение предусматривает также сохранение миротворческих сил ООН в этом районе и создание международного комитета по контролю за его исполнением во главе с США. Вашингтон гарантировал Израилю поддержку военных действий в случае новых угроз с территории Ливана, а также действий по пресечению возможного восстановления военного присутствия «Хезболлы» на юге страны. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху выступил с обращением, в котором заявил, что в случае любого нарушения перемирия со стороны «Хезболлы» ЦАХАЛ возобновит военные действия на этом участке фронта.
Со вступлением в силу данного соглашения появилась надежда на снижение общей напряженности ситуации на Ближнем Востоке. Ведь до последнего времени Израилю приходилось вести боевые действия сразу на нескольких фронтах: в секторе Газа, на границе с Ливаном, обмениваться ракетно-бомбовыми ударами с Ираном и подвергаться эпизодическим атакам йеменских хуситов. Тот факт, что лидеры «Хезболлы» пошли на прекращение огня против Израиля говорит и о том, что, стоящий за этой группировкой Тегеран, также предпочел не обострять свой конфликт с Израилем и США, грозящий перейти в фазу новой Большой войны на Ближнем Востоке.
В какой-то мере это соглашение можно рассматривать и как жест доброй воли со стороны Тегерана в сторону новой администрации США. Иранское руководство не теряет надежды восстановить ядерную сделку (СВПД) с международными посредниками или заключить новое соглашение в этой сфере, что послужило бы толчком к снятию ограничительных финансово-экономических санкций против ИРИ.
Новый президент Ирана Масуд Пезешкиан весьма активно ведет переговоры с руководством Японии и стран ЕС в расчете на выход его страны из международной изоляции. В Тегеране не исключают и постепенной нормализации отношений с США с приходом Д. Трампа в Белый дом.
Можно ожидать, что вслед за нормализацией обстановки на израильско-ливанской границе может последовать и перемирие в секторе Газа. По сообщениям из Тель-Авива, вооруженным отрядам палестинских радикальных группировок ХАМАС и «Исламский джихад» (запрещена в РФ) нанесен существенный военный ущерб, а из-за довольно плотной блокады анклава израильскими войсками боевики лишены возможности пополнять арсеналы вооружений и боеприпасов. Посредники в лице представителей Египта и Катара прилагают значительные усилия, чтобы добиться прекращения огня в секторе Газа и избежать гуманитарной катастрофы.
В целом, можно констатировать, что все стороны нового масштабного конфликта на Ближнем Востоке в лице Израиля, Ирана и его прокси-сил (палестинские ХАМАС, «Исламский джихад», ливанская «Хезболла», йеменская «Ансар Аллах», иракские «Хашд аш-Шааби», «Катаиб Хезболла» и др.) испытывают определенную усталость от сохраняющейся напряженности ситуации в регионе и демонстрируют готовность к временному перемирию и даже поиску каких-то компромиссов. Это вовсе не означает отказа Тегерана или его сателлитов от своих идеологических постулатов, коими Государство Израиль признается «сионистским образованием», которому нет места на карте Ближнего Востока. Как заявлял основатель Исламской Республики Иран аятолла Хомейни: «Израиль, лежащий в сердце исламского мира, является важнейшей преградой на пути продолжения исламской революции и создания всемирного исламского государства».
Вполне очевидно, что активная вооруженная фаза нового конфликта на Ближнем Востоке может в ближайшее время пойти на спад, но коренные политические и идеологические разногласия между Ираном и Израилем сохранятся надолго. Мечта-идея иранских аятолл ликвидировать Израиль и сбросить сионистов в море никуда не денется. Многое будет зависеть от способности израильского руководства решить палестинскую проблему мирным путем и урегулировать приграничные споры с Ливаном и Сирией. Это дало бы возможность продолжить начавшийся было процесс признания Израиля арабскими странами в свете соглашений Авраама 2020 года.
Понятно, что весьма хрупкое перемирие между Израилем и «Хезболлой» может быть нарушено в любое время, но появилась надежда на прекращение огня в этом районе и хотя бы временный мир. Вряд ли можно всерьез полагаться на эффективность действий ливанской армии или миротворцев ООН по сдерживанию агрессивных действий «Хезболлы» против Израиля. Многое будет зависеть от воли и желания иранского теократического режима в Тегеране. Высший руководитель ИРИ аятолла Али Хаменеи и его соратники будут и дальше манипулировать своими прокси-силами в регионе и решать, что им выгодно в той или иной конкретной ситуации: война или мир. Пожалуй что сейчас «партия войны» в Иране уступает дорогу сторонникам внутренних демократических реформ и выходу страны из международной изоляции.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru